Игра как болезнь
Минздрав России официально признает психическим расстройством зависимость от компьютерных игр. Планируется, что диагноз войдёт в новую редакцию Международной классификации болезней (МКБ) в 2025 году, в раздел аддиктивных расстройств. В свою очередь Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила игроманию в 11-е издание списка болезней ещё в 2018 году.
Игровая зависимость (игромания, лудомания, гемблинг) – модель поведения, отличающаяся нарушением контроля за игрой и неудержимом желании участвовать в играх.
Исследования свидетельствуют о том, что игровое расстройство затрагивает лишь небольшую часть людей. Видеоигры и азартные онлайн-игры, как и множество других развлечений, не вредны до тех пор, пока к ним не разовьётся привыкание и болезненная психологическая зависимость.
«Власть» игровой вселенной над человеком чаще всего наблюдается у игроков массовых многопользовательских сетевых ролевых игр (ММОG – Massively Multiplayer Online Game). Эти игры захватывающие по своей природе – они интерактивны, социальны, состязательны и происходят в режиме реального времени.
Сходство с другими зависимостями
Зависимость от видеоигр похожа на другие зависимости сильной эмоциональной привязанностью и большим количеством времени, которое игроки проводят за этим занятием.
Тревожное отличие заключается в том, что игры со временем замещают собой повседневные дела и приводят к изменениям в психическом или психологическом здоровье.
Игровые наркоманы настолько поглощены играми, что это мешает семье, работе, учёбе и другим сферам жизни.
«Игромания – это область зависимости, которая очень похожа по своему биохимизму на зависимость от психоактивных веществ – от наркотиков, алкоголя. Это механизмы, которые работают в головном мозге. Идет раздражение центров удовольствия с выделением гормонов удовольствия. И деятельность эта совершенно непредсказуема», – говорит психотерапевт, доцент кафедры психотерапии Московского института психоанализа Владимир Файнзильберг.
Исследования показали, что зацикленные на играх люди чаще переживают депрессивные и беспокойные состояния. Американский социальный психолог С.А. Андерсон обнаружил, что увлеченность жёстоким геймплеем приводит к развитию агрессивного поведения в реальной жизни.
Во время опроса групп геймеров выяснилось, что более 15% испытывают раздражение, если не могут присоединиться к игре, 18% заявили, что в результате пристрастия к ММО у них возникают финансовые проблемы, проблемы со здоровьем, успеваемостью и сложности в личной жизни.
С другой стороны, мотиваторами участия в онлайне-играх названы возможность общения игроков друг с другом и получение удовольствия от манипулирования и доминирования над более слабыми игроками. А погружение в необычные виртуальные миры позволяет избегать реального мира и его проблем.
Фактор достижений связан с тем, что геймеры могут стать кем-то значимым в рамках игры, показать остальным, чего они достигли, удовлетворяя тем самым потребность в самореализации.
Видеоигры и дети
Всё чаще жертвами виртуальной реальности становятся дети и подростки. Иногда сами родители поощряют компьютерные игровые приключения, думая, что это лучше дурной компании во дворе. Ученые Оксфордского университета в ходе исследования обнаружили, что мальчики проводят больше времени за играми, чем девочки.
Чем раньше маленькие дети начинают интенсивно играть в видеоигры, тем вероятнее и у них разовьется поведение, подобное зависимости.
Врачи, специализирующиеся на лечении аддиктивных состояний отмечают, что дети переносят проблемы из реальной жизни на игровых персонажей. Среди самых популярных причин зависимости у подростков – семейные проблемы, неудавшиеся отношения, конфликты в школе.
Знаки, за которыми нужно следить
– Ослабленный контроль за частотой и продолжительностью игры;
– Человек в обычной жизни думает об игре;
– Острое желание продолжать играть, а перерыв или невозможность сесть за компьютерную игру серьёзно ухудшает настроение;
– Нужно проводить всё больше и больше времени за игрой, чтобы хорошо себя чувствовать;
– Нежелание заниматься другими делами, которые нравились раньше;
– Проблемы на работе, в школе или дома из-за игр.
Ограничительные меры
Некоторые страны рассматривают явление психического расстройства от компьютерных игр как серьёзную проблему.
В частности, в Южной Корее власти ввели закон, запрещающий детям до 16 лет играть в интернет-игры в ночное время.
В Японии играющие получают уведомление в том случае, если потратили на игры определенное количество часов в месяц. А в Китае крупный интернет-провайдер ввёл ограничение на количество часов, в течение которых дети могут играть в наиболее популярные игры.
Егор Самойлов