Заикание: что в основе развития логоневроза
Логоневроз — самый часто встречаемый вид заикания, при котором наблюдается нарушение плавности и ритмичностью речи, которое проявляется повторением одних и тех же слов, слогов или звуков, а также разговорными паузами и прерывающейся речью.
По данным статистики, в России до 2,5% населения страдают логоневрозом. Как правило, он развивается у детей в дошкольном возрасте с двух лет, и у мальчиков наблюдается чаще, чем у девочек. Такое происходит, так как именно это группа наиболее сильно подвержена психоэмоциональному стрессу.
Если логоневроз не вылечить, человек так и продолжит заикаться во взрослом возрасте.
Симптоматика заикания
Различают две клинические формы заикания – невротическую и неврозоподобную. Почему это важно знать? Потому что логоневроз относится к невротической форме и исправим.
Неврозоподобное заикание имеет физиологическую причину и возникает на фоне изменения центральной нервной системы, вызванного органическими повреждениями в головном мозге. Данная форма заболевания может быть спровоцирована: родовыми травмами, внутриутробными, перинатальными или ранними детскими патологиями, тяжелым инфекционным или нервно-психическим недугом родителей. Обычно, недугу сопутствуют некоторая задержка психического и моторного развития, расстройства моторики.
Прежде чем начать коррекцию речи, нужно выявить причины появления логоневроза. И если грамотный невролог может помочь с медикаментозной стороной лечения, комплексное лечение включает в себя работу с логопедом и психологом. Логоневроз протекает волнообразно: то усиливаясь, то ослабляясь. И в период полового созревания, с 12 до 17 лет, может произойти рецидив. Во время разговора ребенок с логоневырозом может использовать такие звуки-паразиты «Э-э-э», «М-м-м», — таким образом ребенок пытается справиться с заиканием. Детские невропатологи убеждены, что повторение звука более 2-х раз – начальное проявление заикания.
Стоит ли говорить, к каким последствия приводит нелечение логоневроза у детей и подростков: низкая самооценка, неуверенность в себе, страх говорить (логофобия) и страх публичного выступления (глоссофобия). Сейчас эффективно применяются специально разработанные методики, помогающие детям и взрослым навсегда избавиться от заикания.
Симптомы логоневроза включают как нарушения речи, так и общие признаки невроза.
Основными симптомами невроза являются плохое, подавленное настроение, чувство тревоги, нарушение сна (ребенок долго не может уснуть, страшные сновидения, может просыпаться за ночь по несколько раз), снижение аппетита, повышенная потливость.
При нервном напряжении, волнении, стрессе симптомы логоневроза лишь усиливаются, заикание возрастает. Обычно ребенок замыкается в себе, мало идет на контакт. Часто логоневроз сопровождают и такие симптомы, как дрожание губ, быстрое моргание, дыхательные судороги, чувство нехватки воздуха, непроизвольные гримасы лица.
Причины заболевания
Нарушение речи может наблюдаться не только в раннем возрасте, иногда это приобретаемый недуг у уже взрослых пациентов. Разберемся с причинами заикания.
Причины логоневроза многочисленны. Их разделяют на физиологические, психологические, социальные и отдельного внимания стоят провоцирующие факторы.
Рассмотрим их подробнее.
К физиологическим причинам относят как генетический фактор, так и травму головного мозга, заболевания органов речи (гортани, носа, глотки), которые приводят к недоразвитию или дефектам артикуляционного аппарата, иногда это следствие перенесенного заболевания (рахита, инфекционных болезней, таких как — частые простудные заболевания, корь, коклюш, менингит), сотрясение головного мозга, нарушение кровоснабжения головного мозга..
Частые эмоциональные потрясения и стрессовые ситуации; такие детские страхи, как боязнь высоты, темноты, наказания; сильный испуг, обида или ревность, и даже желание привлечь внимание родителей при недостатке внимания, — все это специалисты относят к психологическим причинам заикания. Дети с темпераментом холерика чаще подвержены развитию логоневроза из-за эмоциональной нестабильности, гиперактивности, повышенной возбудимости. Также этот фактор чаще остальных является провоцириющим заболевание у детей подросткового возраста.
Социальные причины — это и родительская строгость, стресс от перехода в другой сад/школу или переезд в другой город/страну; также раннее развитие речи, изучение иностранного языка, заучивание наизусть сложных стихов, когда от перенасыщения информацией мозг ребенка подвергался большой нагрузке и голосовые мышцы не успели справится с нагрузкой, если их формирование не завершилось; в редких случаях это просто подражание другому человеку, когда ребенок общается с заикающимся родственником.
Провоцирующими факторами являются непосильные нагрузки для ребенка (переутомление в школе, длительные игры за компьютером или просмотр телевизора); недосыпание; отсутствие взаимопонимания со сверстниками; частые конфликты в семье; может оказывать влияние неправильное питание, в котором избыточное количество белка; проблемы с щитовидной железой иногда является толчком к заболеванию.
Коррекция и лечение
Существует множество различных методов лечения логоневроза: рефлексотерапия, физиотерапия, прием лекарственных средств, фитотерапия. Все методы лечения логоневроза имеют одну общую цель — улучшение эмоционального состояния ребенка и нормализация психологического состояния.
Психотерапевтическое лечение всегда проходит индивидуально и учитывает коррекцию внутренних и внешних факторов, устранение нервного и психоэмоционального напряжения.
Также используются специальные техники работы с телом, позволяющие уменьшить и постепенно совсем убрать патологические рефлексы со стороны нервной системы, устранить гипоксию, повышенную возбудимость и наладить нормальное кровообращение головного мозга.
Возникновению заикания всегда способствует два фактора — «почва» и «толчок». На своем ютуб-канале глубинно рассматривает причину невротического заикания Вероника Степанова — клинический психолог, кандидат психологических наук,член Российской Психотерапевтической Ассоциации. Она рассматривает психотравмирующий фактор при логоневрозе — как вторичный. И называет почвой логоневроза — судорожную готовность мышц речевого аппарата.
Что это означает?
Что ребенок рождается с генетической предрасположеностью к логоневрозу — с повышенным тонусом мышц речевого аппарата. Это также могут быть невропатологические болезни самих родителей, невропатологические особенности самого ребенка, поражение головного мозга ребенка различного происхождения от асфиксии до травматического и обменно-трофических нарушений при различных детских заболеваниях.
Толчком часто становятся методы воспитания ребенка: авторитарное воспитание, долгие отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений, удержание эмоций внутри себя. И когда такой ребенок попадает в неблагоприятную психологическую обстановку, а именно в невротическую среду, в которой, действует, к примеру, властный родитель, логоневроз дает о себе знать и начинает развиваться.
В дальнейшем ситуация могла развиваться по двум сценариям: когда ребенок хотел что-то сказать, но ему постоянно не давали этого сделать. Или мог иметь место разовый мощный стрессовый фактор, когда ребенок испугался, но не у каждого развивается логоневроз в таком случае.
Вероника Степанова предлагает углубить терапию на проработке с внутриличностным конфликтом. Она уверена, что первоначально человек с логоневрозом ведет себя как жертва, над которой кто-то властвует и доминирует. Поэтому так важно убрать властную личность в сознании, которая запретила когда-то ребенку самовыражаться, и убрать запрет на свободу слова. Для этого необходимо погрузиться в психотравмирующее воспоминание и усилить свой гнев, выразить его, став главным в своем подсознании. Здесь идет работа с поднятием своего поднятие своего внутренннего «Я» через повышение самооценки.
Второе направление работы у Вероники — с симптомами через их усиление, через их внутреннее и внешнее проявление. Любой логоневроз идет в сочетании с неврозами, депрессиями, нервными тиками, паническими атаками, повышенной тревожностью. И задача состоит в том, чтобы через усиление симптоматики — сердцебиение, головокружение, работу с дыханием, тремор конечностей, работу с речью (самим заиканием, призыв на себя зрителя голосом и дефектом), — дойти до максимального проявления этих признаков, таким образом проработав их.
Если работать только с речью, пациент будет и дальше испытываться трудности, поэтому так важно проработать само «зерно» причины. Когда встречаются почва и толчок, — тогда и возникает заикание.
Как вести себя родителям
Немаловажную роль в коррекции логоневроза у детей играют родители, первоначальная задача которых самим не нервничать и не выдавать своего беспокойства ребенку.
Необходимо создать дома спокойную, уравновешенную атмосферу. Организовать режим дня ребенка с дневным и полноценным ночным сном. Ограничить просмотр мультфильмов и доступ к компьютеру. Снизить перенапряжение мозговой деятельности. На время убрать даже то, что вызывает не только отрицательную, но и сильную положительную реакцию у ребенка.
Общаться с ребенком медленно и спокойно, четко проговаривая каждое слово. Рекомендуется делать небольшие паузы после каждой фразы и использовать короткие фразы. Тяжелые слова проговаривать неоднократно вместе с ним. Давать ребенку возможность выразить свою мысль, ни в коем случае не перебивая его.
Читать знакомые книжки, не заучивать наизусть стихи, не просить пересказывать сказки, пока заикание полностью не пройдет. Хорошим упражнением будет пение песен с малышом, аудио-сказки. Выбирать спокойные игры: лепка, конструктор, рисование. В процессе игры ребенку нужно проговаривать выполняемые действия. Благоприятным будет поощрение стараний ребенка.
При правильной организации со стороны взрослого шансы избавиться от недуга весьма высоки, так как психика и речь ребенка более пластичны, чем у взрослого человека, и исправляются эффективнее и быстрее. Однако при регулярности занятий логоневроз у взрослых также устраняется. В некоторых случаях нужно будет молчать на протяжении нескольких дней и выполнять специальные упражнения.
Марина Шурубор
Фото: pixabay.com