Ученые: люди смогут «вырастить» третий набор зубов

03-07-2023 16:44

Японские ученые нашли лекарство,  которое позволит вырастить новые зубы. Они обнаружили белок, ограничивающий рост зубов. Новый препарат блокирует действие этого белка, что способствует росту третьего «поколения» зубов.

Лекарство в первую очередь предназначено для людей с анодонтией — это редкое генетическое заболевание, характеризующееся врожденным отсутствием всех молочных или постоянных зубов. Оно разделено на две степени: полное отсутствие зубов или частичное отсутствие зубов. Люди, которые растут с анодонтией, с раннего возраста испытывают трудности с основными способностями, такими как жевание, глотание и речь, что может негативно сказаться на их развитии.

«Идея выращивания новых зубов — мечта каждого стоматолога. Я работаю над этим с тех пор, как был аспирантом. Я был уверен, что смогу добиться этого «, — отметил Кацу Такахаси, ведущий исследователь и заведующий отделением стоматологии и хирургии полости рта Медицинского исследовательского института Китано.

В ходе исследований ученые выяснили что количество зубов (больше/меньше) зависит из-за мутации всего одного гена. Этот ген синтезирует белок под названием USAG-1, он и ограничивает рост зубов. Другими словами, блокирование действия этого белка может позволить расти большему количеству «поколений» зубов. Исследовательская группа Такахаши разработала лекарство с нейтрализующими антителами, способное блокировать функцию белка.

Эксперименты над мышами показали что у особей, с врожденно малым количеством зубов, которым давали новое лекарство, прорезались новые зубы. Лекарство стимулировало рост зубов «третьего поколения» после молочных зубов, а затем после постоянных зубов взрослой особи.

В настоящее время ведется работа по подготовке препарата к применению на людях. В 2024 пройдут клинические испытания. После подтверждения того, что препарат не оказывает вредного воздействия на организм человека, он будет направлен на лечение детей в возрасте от 2 до 6 лет с анодонтией. Команда стремится подготовить лекарство к широкому применению в 2030 году.

Предполагалось, что у людей за всю жизнь вырастают только два набора зубов, но на самом деле, есть доказательства, что у нас также есть «зародыши» для третьего набора. Примерно у 1% населения наблюдается обратная сторона анодонтии — гипердонтия, врожденное заболевание, приводящее к увеличению количества зубов выше нормы. Согласно исследованию команды Такахаши, каждый третий такой случай проявляется в виде роста третьего набора зубов. Такахаши считает, что в большинстве случаев способность людей к отрастанию третьего «поколения» зубов со временем была утрачена.

В будущем препарат может широко применяться в стоматологии. Когда лечение зубов больше невозможно из-за серьезных кариозных полостей или эрозии зубных впадин, выращивание третьего «поколения» зубов может стать альтернативой протезирования.

«В любом случае, мы надеемся увидеть время, когда лекарство для восстановления зубов станет третьим выбором наряду с зубными протезами и имплантатами«, — сказал Такахаши.