Адвокат: Как избежать обмана в частных медицинских центрах

16-03-2021 13:47

Трансформация, произошедшая в медицине в последние годы, превратила пациента в клиента, а врачей – в персонал, оказывающий медицинские услуги. При обращении в любое медицинское учреждение необходимо заключать официальный договор на оказание услуг – платных либо без оплаты.

Договор позволяет упорядочить отношения между медицинской организацией и обратившимся за лечением пациентом. По мнению экспертов, такая конкретизация дает массу преимуществ обеим сторонам: больным – почувствовать защищенность от недобросовестных действий медперсонала, а врачам – обезопасить себя от экстремизма потребителей медуслуг.

Бесплатные услуги

 Получение бесплатного лечения в государственных поликлиниках и больницах обеспечивается договором добровольного медицинского страхования и включает обширный список услуг.

 Полис ОМС подтверждает, что вы застрахованы и имеете право на получение медпомощи. Иными словами, это соглашении между гражданином, страхователем и страховой медицинской организацией, последняя обязуется организовать и финансировать предоставление медицинской помощи пациенту.

Платные услуги

 Очевидно, что в современных условиях жизни не всегда удобно и возможно получить своевременную медицинскую помощь бесплатно. В таких случаях пациенты прибегают к услугам частных медицинских центров и клиник. Услуги не всегда бывают качественными, и это приводит к конфликтам и недопониманию. Особенно, если медицинская услуга на деле окажется неполной либо ее стоимость завышенной. Поэтому грамотно составленный договор поможет в дальнейшем защитить интересы пациента.

Севастопольский адвокат Наталья Кирюхина в беседе с ForPost рассказала о том, как распознать недобросовестную медицинскую организацию и обезопасить себя от обмана и уловок. В том числе, эксперт дала несколько рекомендаций как избежать ошибок при заключении договора.

Медицинская карта, чеки об оплате за врачебную консультации и обследования не могут заменить договор.

Договор заключается в письменной форме с соблюдением определенных условий. В нем указываются сведения об организации, номер лицензии на оказание медицинской деятельности, перечень услуг, их стоимость, условия и сроки предоставления услуг.

– Вы имеете право внести свои изменения в предложенный  типовой договор.

Наша стеснительность может обернуться проблемами в дальнейшем, если нам неловко обратить внимание врача на пункт «ответственность сторон». Согласитесь, в типовом договоре трудно прописать взаимоотношения со всеми клиентами медицинского центра.

При этом не нужно забывать, что пациент формально становится получателем услуг и вправе откорректировать договор.

Договор заключается при каждом обращении.

 Мы не можем заключить один раз договор и приходить к «платному» врачу несколько раз. Если вы обратитесь в клинику в следующем месяце, это не означает, что прежний договор действителен. Если же лечение подразумевает несколько посещений (обычно, в стоматологии), то в этом случае нужен один договор.

В договоре должно быть дано четкое описание предоставляемых услуг, которые планирует получить пациент. Это обязательное условие.

 Наталья Кирюхина отметила возможные неприятные ситуации с оказанием недобросовестных услуг на примере стоматологической клиники. Человек, обратившийся с острой болью, может невнимательно прочесть условия договора и  не уточнить, что скрывается за общей фразой «оказание стоматологической помощи».

«Допустим, названа приблизительная цена на врачебные манипуляции – одна тысяча рублей. После приема нам выставляется сумма в 10 тыс. рублей. И выясняется, что помимо этой стоматологической помощи были рентген, обезболивание, расходные материалы – и об этом в договоре не было указано. А должно быть обязательно. Возмущение пациента справедливо: не расписывая весь спектр услуг, мы получаем сюрприз в виде добавочной услуги»,  –подчеркнула адвокат.

При получении платных медицинских услуг наличие договора позволит вернуть часть затраченных на обследование и лечение средств в виде налогового вычета.

Правильно составленный договор с указанием всех услуг и их стоимости – это гарантия того, что расходы будут зачтены в качестве налогового вычета. То есть, не с одной тысячи рублей, как в приведенном примере, а с 10 тысяч. К тому же, это исключит навязанные услуги. Отказ частной медорганизации предоставить такую возможность, может стать поводом для отказа от услуг и усиленного внимания к ее документам.

Лицензия медорганизации должна соответствовать виду деятельности.

Бывает, что в городах-миллионниках частные клиники прибегают к мошенничеству, используя лицензии других фирм, надеясь на невнимательность граждан. Если появилось сомнение в благонадежности, не лишним будет запросить приложение к основной лицензии, чтобы удостовериться, имеет ли право медцентр оказывать те или иные медицинские услуги. Если какая-то из услуг не вошла, иначе написана – это должно насторожить, предупреждает Наталья Кирюхина.

Адвокат добавила, что за соблюдением требований к правилам оформления документов и нарушений, связанных с лицензиями, следит Роспортебназдор.  За качеством оказания медицинских услуг следят территориальные органы Росздравназдора. Если вы считаете, что вам оказали услугу ненадлежащего качества и ваши права нарушены –  это повод для обращения с жалобой в ведомство.

Полностью рекомендации адвоката Натальи Кирюхиной можно прослушать в подкасте https://sevastopol.su/news/pravoznat-kak-poluchit-kachestvennye-i-bezopasnye-meduslugi-v-sevastopole ForPost  #ПравоЗнать на платформе Яндекс.Музыка.

Егор Самойлов

Loading

Loading

Loading