ПМЭФ: Цифровая трансформация здравоохранения в России

04-06-2021 14:08

В деловой программе Петербургского международного экономического форума, который проходит со 2 по 5 июня, на четырех площадках обсуждаются аспекты развития информационных систем и сервисов для пациентов и врачей, лекарственного обеспечения и формирования медицинских экосистем.

По мнению участников, пандемия COVID-19 задала ускорение отечественной медицине. Как сообщил замминистра здравоохранения РФ Павел Пугачёв, именно в 2020 году по настоящему заработала телемедицина – когда появилась необходимость дистанционного мониторинга пациентов, находящихся дома. Первые центры были созданы в Москве, и распространение столичного опыта помогло регионам справиться с напряжением во время пандемии.

Значительный прорыв наметился в оказании онкологической помощи в регионах. Андрей Каприн, гендиректор Национального медицинского исследовательского центра радиологии подчеркнул, что благодаря IT-технологиям появилась возможность обучения и консультаций врачей-онкологов в отдаленных областях. Сейчас видеокамеры из медцентров транслируют хирургические операции для региональных врачей. И, напротив, опытные коллеги могут «подключиться» и провести телеконсилиум в сложных случаях на местах.

 

Участники дискуссии также поделились опытом внедрения цифровых систем и назвали сложности, с которыми могут столкнуться на этом пути российские регионы. Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития, считает ошибочным мнение о том, что цифровизация – это лишь перевод бумажных документов в электронный вид. Бездумная попытка только оцифровать данные приводит к снижению производительности. Врач гораздо быстрее пишет ручкой, чем набирает на клавиатуре, что вызывает жесткое отторжение медицинского сообщества, добавила чиновница.

По её мнению, «только одновременно с переосмыслением и перестройкой всех процессов, с пониманием, что именно пациент должен быть в центре, а не услуга, с переходом на клиентские пути – возможна эффективность цифровизации». Сейчас реальная медицина ориентирована на объём услуг, число пролеченных больных, количество койко-дней. Полноценная «цифра» должна полностью изменить весь уклад, и это влечет серьёзные организационные изменения. Без них истинного эффекта не будет, объяснила Ракова.

Участники панели ПМЭФ отметили, что «цифра» будет настоящей, когда электронные массивы Big Data вытеснят «бумагу». В поликлиниках и больницах до сих пор остаются бумажные медкарты, а медучреждения обязаны сохранять бумажные версии обследования в течение 25 лет. Для архивов требуются дополнительные площади и людские ресурсы.

Кроме того, подчеркивалось, что один из барьеров на пути к цифровому здравоохранению – недостаток программного обеспечения. Зачастую разработчики отказываются адаптировать стандартные программы под определенные задачи медорганизации.

Дискуссия коснулась усовершенствования аналитических алгоритмов обработки данных исследования пациентов. Аркадий Столпнер, председатель правления Медицинского института им. Березина Сергея в Санкт-Петербурге, сообщил о безуспешном опыте взаимодействия с «искусственным интеллектом» во время пандемии, когда медики принимали большой поток больных.

«У нас было несколько попыток, но не получилось, потому что машина была немного медленнее, чем мы. Мы выдавали заключение каждые 2,5 минуты. А загрузка данных в облако занимало время, причём, машина не видела вторичную патологию в анамнезе, например, пропускала рак», – сообщил Столпнер.

В свою очередь, Евгений Шляхто, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центр имени В.А. Алмазова рассказал о преимуществах установленного цифрового командного центра принятия решений. Инфраструктура умной клиники позволяет наблюдать больных с момента поступления в стационар, на основе данных принимает решение о маршрутизации, отслеживает параметры состояния пациентов в реанимации.

Напомним, цифровизация здравоохранения началась в России в 2011 году, когда появилась концепция контуров цифровой медицины. Одной из задач является создание стандартов и уровня сервиса медицины для оказания своевременной помощи независимо от местонахождения пациента и медицинского учреждения.

По материалам панели ПЭМФ «Цифровое здравоохранение: прозрачность, эффективность и качество».

Егор Самойлов

Loading

Loading

Loading